Военная разведка
|
|
|
|
Болгария
География.
Государство (называемое также царством), расположенное в северо-восточной части Балканского полуострова, пространством
96.000 кв. км. Северная граница Болгарии — Дунай, от устья Тимока
до г. Силистрии (471 км.), отделяющий ее от Румынии.
Сухопутная граница от Силистрии до Черного моря (к югу от с. Иланлык) отделяет
Болгарию от Румынской Добруджи (137 км.).
На западе пограничная линия проходит между Болгарией и Сербией по водораздельным хребтам и пересекает долину Нишавы (340 км.).
Южная пограничная линия, отделяющая Болгарию от Турции, проходит по водораздельным хребтам и по долинам рек (946 км.). Наконец,
Черноморская граница на востоке тянется на 341 км. По
строению поверхности Болгарии можно разделить на 3 географических
области: северную, на севере от Балкан; южную, на юге от Балкан, и юго-западную, на юге от от главного хребта Балкан и на запад от Ихтиманской их ветви, имеющей меридиональное
направление. К югу от верхнего течения р. Струмы связывается с Витошей возвышенность Голобрдо, имеющая направление с востока на запад; западная ее часть значительно выше восточной (1.140 метров). Между Люлиной-планиной и Голым-брдом находится котловина Мошино-Перникская, где добывается каменный уголь. К западу от Люлин-планины и Голо-брдо раскинулась обширная горная местность (1.400 метров) Конявска планина, которая отделяет Радомирское поле от Кюстендильского. Переходную зону от Родопы к Балканам составляет Средняя гора, которая делится на 3 части: Ихтиманская Средняя гора, собственно Средняя гора и Восточная, или Караджадаг. Ихтиманская Средняя гора наполняет пространство между Софийским полем и низменностью р. Марицы. Значительная часть ее лежит на высоте 900-1.200 метров, но Вакарельская седловина, по которой проходит главный путь на Константинополь, достигает лишь 819 м. Собственно Средняя гора составляет северной продолжение первой; ее высота увеличивается к востоку, достигая в г. Богдане 1.573 метров. Возвышенность эта труднопроходима. Караджа-даг простирается к востоку от долины р. Стремы и достигает до р. Тунджи. Эта часть Средней горы более удобна для сообщений, чем предыдущая, особенно в северной части, где седловина Дервент, через которую идет колесный путь от Старой Загоры к Казанлыку, находится на высоте всего 469 метров. В южной Болгарии невысокие возвышенности по обоим берегам Тунджи известны под названием Тунджанского массива. В углу, образуемом течением Тунджи и Марицы, поднимается массив Сакир-планина (высшая точка - 823 метров). Далее к югу от Бургасского залива, между Черным морем и pp. Тунджой и Марицей, тянется с севера на юг Странджа-планина, большая часть которой находится в Турции. Хотя Болгария вообще гористая страна, но в ней встречается немало и равнинных пространств. Из них следует указать на Придунайскую равнину. Самая узкая часть ее, не более 30 километров, находится на западе, в средней части - ок. 60 километров, a в восточной она занимает все пространство от Дуная до Черного моря на 120 километров. Общий уровень Дунайской низменности поднимается к предгорьям Балканов. Местами она всхолмливается и достигает высоты до 480 метров над уровнем моря. В противоположность Дунайской Болгарии, которая имеет по большей части степной характер, южная и юго-западная Болгарии отличаются чрезвычайным разнообразием своего строения. В северных предгорьях Балканов встречается лишь одна котловина - Орханийское поле (долина), в южной же и юго-западной части Болгарии имеется множество больших и малых полей, большинство которых в прежнее время были озерами. Таковы: Самоковское поле; Софийское поле - самая широкая котловина юго-западной Болгарии; Радомирское поле; Кюстендильское поле и Дупницкое поле. В южной Болгарии более значительны: Ихтиманское поле, котловина в Ихтиманской Средней горе; Костенец-Баня в Родопе; Пловдивское поле, представляет огромную котловину, высота которой не превосходит 100-200 метров, что при мягком климате и плодородной почве способствует развитию богатой растительности; хлебные посевы сменяются здесь виноградниками и плодов. деревьями; Старозагорское поле, между Средней горой, Родопой и Тунджанским массивом. Между Балканами и Средней горой простирается Подбалканская долина, отличающаяся плодородием и мягким климатом. Из целого ряда котловин этой долины более значительны: Златицкое поле, отличающееся чрезвычайно мягким климатом и плодородной почвой; Карловское поле, на р. Стреме (Геопса); Казанлыкское поле, наиболее плодородное место во всей Подбалканской долине; Твардицкая котловина, продолжение Подбалканской долины; Сливенское поле, имеющее болотистый характер. Как продолжение Подбалканской долины может рассматриваться и Черноморское прибрежье. Относительно орошения Болгария находится в очень благоприятных условиях: всюду находится в изобилии прекрасная вода, которая добывается при посредстве колодцев. Озерами Болгария небогата; на морском побережье далеко в сушу вдаются лиманы, a пo берегам Дуная находятся связанные с ним болота. Более значительны лиманы, образующие Болемо-Девненское (близ Варны) и Мандренское озера (близ г. Бургаса); первое, имеющее до 20 метров глубины и занимающее пространство в 18 кв. километров., соединено искусственным глубоким каналом с морем; Мандренское же озеро, площадью в 17,7 километров, соединено с морем лишь узким и мелким протоком. Если исключить из Болгарии пограничные реки Дунай, Тимок и Арду, то источники всех других ее рек находятся в ее же пределах. Самая длинная река Болгарии, пересекающая ее из одного конца в другой, Большой Искер (Големый Искер), имеет длину всего 400 километров. Умеренное количество атмосферных осадков, отсутствие вечного снега и большинство горных озер служат причиной мелководья рек; притом же, стекая с высот, они отличаются большей частью быстрым течением; только там, где реки глубже проникают в наносные земли, они и более полноводны. Почти все реки Болгарии направляются к Дунаю и Черному морю, и лишь незначительная часть их принадлежит к бассейну Эгейского моря. Притоки Дуная, за исключением Большого Искера, вытекают из Балканов и их предгорий. Почти y всех этих рек правый берег высок, a левый низмен. Главные притоки Дуная: Тимок; Лом, дл. в 93 километров; Цибра - 55 километров, Огоста -147 километров; Б. Искер, Вит, дл. 195 километров; Осьма, дл. 264 километров; Янтра, после Б. Искера самая значительная река Болгарии, дл. 271 километров; Рущукский Лом (Кара Лом), дл. 231 километров. Из др. рек Болгарии самая значит. Марица, впадающая в Эгейское море. В верхнем течении Марица составляется из горных потоков; в среднем течении доступна сплаву леса и плоскодонным лодкам. Из притоков Марицы самый значительный - Тунджа, вытекающая из Балканов и соединяющаяся с Марицей под Адрианополем; длина ее в Болгарии -355 километров, a всего течения - 416 километров. Вторая значительная река бассейна Эгейского моря — Струма, берущая начало в Витоше, принадлежит Болгарии на 192 километров верхнего течения, маловодна. По долине Струмы проложена теперь железных дорог из Софии к Кюстендилю и проходит кратчайший путь из Болгарии к Эгейскому морю. В Черное море текут из Болгарии лишь мелкие речки. Главная река Болгарии — Дунай, имеет между Болгарией и Румынией ширину в 700-2.200 метров; самое узкое место находится y Виддина, напротив Калафата, a самое широкое — y устья Цибры, где острова делят Дунай на рукава; от устья Тимока и до г. Силистрии насчитываются до 93 наносных островов. Глубины чаще 3-4 метра, местами 10-15, иногда до 30 метров. Высота воды меняется в разное время года, и наносные подвижные пески, меняющие часто его русло, делают нередко плавание для судов весьма затруднит. Замерзает Дунай не каждый год, но бывают зимы, когда лед держится на нем по три месяца. Ограждающее Болгарию с востока Черное море очень глубоко уже в недалеком расстоянии от берега; берег частью — высокий и обрывистый, частью — низкий, a местами и болотистый; для десанта удобных пунктов мало. Климaт Болгарии континентальный; средняя годовая температура +10°; самый холодный месяц - январь, самый жаркий - июль. Более всего выпадает осадков летом, минимум — осенью. Несмотря на обилие дождей летом, нередко растительность выгорает и земля сохнет от теплого сухого "черного ветра". Климат вообще здоровый, хотя малярия в низких болотистых местах сильно изнуряет население. В Болгарии сохранились еще большие лесные пространства на горах; под лесами находится 29,77 % всей поверхности. Наиболее лесисты округа Шуменский и Кюстендильский, менее всего — Виддинский и Врачанский округа. Главное занятие жителей земледелие; пояс земледельческой культуры доходит в сев. Болгарии до высоты 1.000 м., a в южной свыше 1.200 м. над уровнем моря. Из хлебных растений возделываются: пшеница, рожь, ячмень, овес, кукуруза, просо, гречиха и рис. Преимущественно сеется пшеница, которой занято 44,03 % пахотной земли, затем кукуруза (22,5 %), ячмень (10,5) овес (8,5) и рожь (8,75). Вообще страна богата и может продовольствовать значительную армию. Из домашних животных в Болгарии распространен осел, особенно в южной ее части, мулы и лошади, последних больше в восточных округах, особенно в Силистрийской околии, менее на юге, лошади — под верх и вьюк. Рабочий скот — волы и буйволы. Рогатый скот более служит для работы, чем для питания населения. Главную роль в домашнем хозяйстве принадлежит овцам и козам (овец 8.130.997, коз 1.384.166 голов); много также свиней (465.335). Скотоводство как промысел вообще мало развито в Болгарии; больше им занимаются на Болгарских возвышенностях валахи. Добывание и обработка металлов и минералов развиты мало. Торговля Болгарии не имеет большого развития. Вывоз заключается, главным образом, в сырых продуктах земледелия и скотоводства, в некоторых фабрикатах и произведениях местной индустрии, a ввозятся более всего фабрикаты и колониальные товары. В 1908 г. торг. баланс равнялся 242.507.639 левов (франков). На порта Черного моря приходится ввоза 37,40 %, a вывоза 47,48 %; по Дунаю же — 26,39 % ввоза и 27,25 % вывоза; на сухопутную торговлю — 36,21 % ввоза и 25,27 % вывоза.
Пути
сообщения. Водяными путями служат Чер. море и Дунай.
Берегом Чер. моря Б. владеет почти на 300 клм., и со
времени своего освобождения болгары приложили много
стараний для устройства здесь портов и заведения торг.
флота. Сухопутные пути сообщения. Общая длина сети ж. д.
к 1911 г. достигает 1.892 клм. Все дороги одноколейные.
Эксплуатируются прав-ством. На 1.000 кв. клм. приходится
19 клм. ж. д. и на 1 мил. жит. — 430 клм. Количество
подвижного состава (свед. 1911 г.): паровозов 190 (из
них 30 почти негодных), вагонов пассажирских — 300,
товарных — 3.869, из которых ок. 3/5 крытых. Важнейший
ж.-д. узел — София; отсюда 2 ж.-д. линии направляются
вдоль всего царства, по сев. и по южн. сторону Балканов
к черномор. портам — Варне и Бургасу; одна линия
связывается с сербской сетью ж. д. (с линией Пирот —
Ниш), a следовательно, через нее — с Зап. Европой, и,
наконец, 1 линия выходит через Кюстендиль к турецкой
границе y Гюшево (вдоль направления на Ускюб — центр зап.
Македонии). Другой важный узел — Тырново-Сеймен, от
которого отделяется линия, связывающая болг. ж. д. с
тур. магистралью Адрианополь — Константинополь. Линия
Цариброд — София — Тырново-Сеймен — Харманли есть
участок кратч. сквозного пути из Зап. Европы в
Константинополь (постройка вменена в обязанность
Берлинск. трактатом). В воен. отношении начертание сети
болг. ж. д. выгодно для переброски войск и организации
подвоза с з. на в. и обратно; менее удачно для связи
сев. Болгарии с южн., так как через Балканы пока идет
только одна линия (София — Лакатник) и притом не через
среднюю часть хребта, a через крайнюю зап.; с окончанием
строящейся линии Плачковиц — Ст. Загора будет обеспечена
кратч. ж.-д. связь и через сред. Балканы. В отношении
ускорения сосредоточения армии к границам начертание
ж.-д. сети будет следующее: 1) к рум. границе
(протяжение ок. 525 вер.) выходят пока 4 колеи на центр.
участке этой границы Рущук — Никополь (фронт ок. 80
вер.); 2) к серб. границе (протяжение ок. 245 вер.) — 1
колея (Цариброд — Пирот); 3) к тур. (протяж. ок. 600
вер.) — 2 колеи (София — Кюстендиль — Гюшево и
Тырново-Сеймен — Мустафа-Паша); 4) к побережью Черн.
моря (ок. 190 вер.) — 2 колеи (фронт Варна — Бургас — ок.
80 вер.), разобщенных горн. хребтами вост. Балканов.
Ограниченность числа ж.-д. линий, выходящих к границам
Сербии и Турции, оправдывается с воен. точки зрения тем,
что оба эти соседа Б. пока уступают ей в скорости
мобилизации, a Турция — и в отношении числа колей,
подходящих к границе (1 колея, тогда как y Б. — 2). Зато
условия сосредоточения рум. армии по сравнению с
таковыми болг. можно признать пока более благоприятными,
т. к. Румыния подходит к болг. границе 8 колеями (против
4 болг.), распределенными равномерно, что обеспечивает
свободу выбора района сосредоточения. Шоссейные
грунтовые дороги. В 1907 г. шоссе имелось 7.570 клм., из
коих 2.441 клм. в хорошем состоянии, 2.789 — в среднем и
2.340 — в плохом; в постройке было 3.148 клм. С ними на
1.000 жит. приходилось ок. 32 клм. шоссе, a на 100 кв.
клм. — 13,5 клм. Несмотря на то, что многие из шоссе
запущены, все же можно считать все удобопроходимыми для
всех родов войск и колесн. обозов. На схеме показана
сеть глав. шоссе и грунт. дор. Из нее видно, что Б.
обеспечена ими ровно, за исключением вост. полосы,
прилегающей к границе с Добруджей и к берегу Чер. моря.
Существенную важность имеют колесные пути, связывающие
сев. Б.с южн., т. е. пересекающие Балканы; таких путей —
на протяжении 385 вер. 10, из них 4 — сквозных шоссе (Берковецкое,
Араб-Конакское, Шипкинское и Котельско-Мокренское),
распределенных достаточно равномерно. Перевальными
путями определяются и основные операц. направления с с.
на ю.: 1) от фронта Силистрия — Рущук через Котельский и
Вырбишский перевалы к Ямболь, Татар-киой (тур. граница)
и Адрианополь; 2) от фронта Рущук — Никополь через
Твардицкий, Шипкинский, Троянский и Златицкий перевалы к
фронту Тырново-Сеймен — Пловдив — Татар-Базарджик, a от
этого фронта к тур. границе; важнейшим из этой группы по
краткости и направлению является шоссе Систово — Габрово
— Шипка — Казанлык — Тырново-Сеймен — Мустафа-Паша —
Адрианополь; 3) от фронта Никополь — Лом через Златицкий,
Араб-Конакский и Берковецкий перевалы к Софии;
важнейшими из этой группы, ведущих от Софии к границам
Сербии и зап. Македонии, являются шоссе: София —
Цариброд — Пирот (направление на Белград) и София —
Кюстендиль — Егри-Паланка (направление на Ускюб). Кроме
этих групп путей, необходимо выделить путь вдоль Черном.
побережья Каварна — Добрич — Варна — Месемврия — Бургас
(или Варна — Девня — Айтос — Бургас) — Созополь. Он
имеет значение для обороны побережья. По отношению к
отд. возможным театрам действий пути Балканскими и
Ихтиманскими горами естественно распределяются между
театрами: 1) сев. — граничащим с Румынией и отчасти с
Сербией, 2) южн. — граничащим с Турцией от Ч. моря до
Ихтиманского хребта и 3) юго-зап. — граничащим частью с
Сербией, частью с Турцией (зап. Македонией). сев. театр:
основные узлы — в 1-й линии на Дунае — Силистрия, Рущук,
Систово, Никополь и Орехово (Рахово), во 2-й линии —
Шумла, Тырново, Ловча и Враца; от 2-й линии узлов до
Дуная — 4—6 норм. переходов; через Дунай нет постоянной
переправы; зап. часть театра, как включающая пути в
Сербию от Лома и Виддина, имеет значение
(второстепенное) по отношению действий против Сербии.
Южн. театр, приобретающий значение при войне с Турцией,
— основные узлы в 1-й линии Кизил-Агач — Хасково и
Пловдив (Филиппополь); во 2-й линии — Ямболь и Ст.
Загора. Удобнейшие пути действий в пределы Турции идут
от фронта Кизил-Агач — Хасково к важнейшему ближайшему
предмету действий — Адрианополю. При сосредоточении болг.
армии на этой линии она может базироваться на Ямболь и
Ст. Загору; окончание ж.-д. линии к послед. пункту через
Балканы от Плачковиц (см. выше, жел. дороги) обеспечит
питание армии с тыла; до окончания же этой линии подвоз
пришлось бы организовать со стороны фланга по линии
София — Тырново-Сеймен, проходящей на некот. участках в
1 переходе от тур. гр-цы. От фронта Пловдив —
Татар-Базарджик идут через горы зап. Родопы в пределы
Турции наиб. трудные пути, частью недоступные для колес.
движения; поэтому наступление здесь главн. сил болг.
армии с целью захватить долины pp. Доспат и Места едва
ли возможно. Более доступную группу составляют дороги,
идущие от фронта Хасково — Пловдив через ср. и вост.
Родопы в дол. р. Арды. Пути эти в случае движения главн.
сил на Адрианополь могут иметь вспомогат. значение. С
точки зрения обороны южн. театра важен шоссейный путь
Харманли — Пловдив — Момино, идущий парал-но границе и
облегчающий маневрирование войск с целью обороны горн.
проходов в Родопах; такое же значение имеет грунт.
дорога Бургас — Кизил-Агач по отношению к обороне
Дервентского хребта. В тылу театра вдоль южн. склонов
главн. Балканского хребта проходит шоссе Айтос — Ст.
Загора — Карлово — Златица, естественно служащее для
связи в тылу театра. Центр. узлом всех путей юго-зап.
театра является София, откуда идут лучшие дороги для
наступления в Сербию (на Пирот-Ниш) и в зап. Македонию —
на Ускюб, Штит и в дол. р. Струмы. Для обороны границ
этого театра имеет важное значение шоссе Самоково —
Дупница — Кюстендиль — Радомир — Сливница, проходящее
парал-но границам, в 1—2 переходах от них. Haселение. По
переписи 1905 г. — 4.035.575 чел. (по предварит. свед.
за 1910 г. — 4.329.108 чел.); из них 2.057.092 мужч. и
1.978.483 женщ. Ср. густота составляет 41,9 на кв. клм.;
наиб. густо населены округа Тырновский (54,6), Русенский
(49,9) и Виддинский (49,1), a наиб. редко побережье Ч.
моря и некот. возвыш. местности. Естественный годовой
прирост составляет 1,38 %. Городское население
составляет 19,57 %, a сельское — 80,43 %. Состав
довольно однороден: около 80 % болгар; из друг.
народностей — турки, греки, валахи, евреи и цыгане;
иностранцев свыше 50 тыс. Турок много в числе подданных
царства: в 1909 г. их было 493.313 чел.; греков же всего
7.299 чел. Главн. населен. пункты Б.: столица София —
82.621 чел., Пловдив — 45.707, Варна — 37.417, Рущук —
33.632, Сливно — 25.001, Шумла — 22.275, Плевна —
21.145, Стара Загора — 20, 788, Татар-Базарджик —
17.554, Виддин — 16.387, Бургас — 12.946 и Тырново —
12.185. Государственное устройство. Б. составляет
независимое конституционное государство, управляемое
царем Фердинандом из владетельного дома Кобургов.
Старший сын короля, наследник престола — православный.
Народное представительство — палата депутатов. Бюджет на
1909 г. — 163.183.048 левов (франков) дохода и
153.244.446 левов расхода. Страна разделена на округа,
округа на околии. Общины (городские и сельские)
управляются выборными советами с кметом во главе.
Вооруженные силы Б. Сухопутная армия состоит из: 1)
полевой армии с ее запасом, 2) резервной армии, 3)
народного ополчения и 4) запасных войск. Полев. и
резерв. армия предназначаются для действий в поле, ополч.
— для вспомогат. действий и, лишь в крайности, для
усиления полев. войск. Запасные войска образуются в
воен. время для пополнения убыли в действующей армии.
Постоянные кадры содержатся в мир. время лишь для полев.
и — в пехоте и артил. — для резерв. армий.
20.10.1901-20.04.1902 гг. - полковник Леонтович Евгений Александрович 20.04.1902-19.12.1904 гг. - генерал-майор Протопопов Николай Иванович 21.02.1911-3.09.1914 гг. - полковник Романовский Георгий (Юрий) Дмитриевич 13.09.1914-? гг. - полковник Татаринов Александр Александрович; факт. с 17.09.1914 if (!defined('_SAPE_USER')){ define('_SAPE_USER', 'd0dddf0d3dec2c742fd908b6021431b2'); } require_once($_SERVER['DOCUMENT_ROOT'].'/'._SAPE_USER.'/sape.php'); $o['host'] = 'regiment.ru'; $sape = new SAPE_client($o); unset($o); echo $sape->return_links();?> |
|
|
||
2004-2025 ©РегиментЪ.RU |
|
|